Стратегии решения конфликтов

Рассмотрим подробнее каждую из стратегий.

1. Уход

Критерии: нежелание сотрудничать и рассматривать другие точки зрения, неуверенность в себе

Цель: воздержаться от решения ситуации

Позиция: «Я не хочу говорить об этом»

Состояние конфликта: нерешен

Степень удовлетворенности: проиграл/ проиграл

Удовлетворенность отношениями: отсутствует, так как конфликт не разрешен

Перспектива отношений: отношения не развиваются и могут прерваться

Применение: при решении непринципиальных вопросов и в случае принятия временных мер

2. Приспособление

Критерии: желание сотрудничать, неуверенность в себе

Цель: оправдать ожидания другой стороны, не расстраивать, быть «хорошим»

Позиция: Не важны мои интересы, важен «Мир во всем мире»

Состояние конфликта: проблема осталась, исключена возможность  проявления эмоций, но они накапливаются внутри, и может произойти «взрыв»

Степень удовлетворенности: проиграл/ выиграл

Удовлетворенность отношениями: отсутствует, обе стороны недовольны процессом

Перспектива отношений: преимущество на одной из сторон и отношения неравноправны

Применение: при решении непринципиальных вопросов, для укрепления и демонстрации социального статуса

3. Принуждение

Критерии: нежелание сотрудничать и принимать во внимание интересы других сторон, самоуверенность

Цель: отстоять свои интересы, преобладать и довлеть

Позиция: «На войне все средства хороши», «Мы за ценой не постоим»

Состояние конфликта: решен преобладанием власти, может вызвать недовольство проигравших и срывы (неучтенные важные факторы и игнорирование предложенных альтернатив)

Степень удовлетворенности: выиграл/ проиграл

Удовлетворенность отношениями: отсутствует, страдает проигравший

Перспектива отношений: преимущество на одной из сторон и отношения неравноправны

Применение: в экстренных и критичных ситуациях, когда серьезно ущемлены ваши интересы

4. Компромисс

Критерии: частичное желание сотрудничать, уверенность в себе

Цель: уступка и усреднение интересов

Позиция: «Мир без войны»

Состояние конфликта: решен

Степень удовлетворенности: обе стороны не получают полного удовлетворения

Удовлетворенность отношениями: нейтральная или позитивная, обе стороны частично удовлетворили свои интересы

Перспектива отношений: уступки и усреднение ущемляют интересы обеих сторон, и поэтому, сохраняется напряженность

Применение: при решении непринципиальных вопросов и в случае существенного ограничения во времени

5. Сотрудничество (консенсус)

Критерии: желание сотрудничать, уверенность в себе

Цель: решить проблему во взаимодействии с другой стороной

Позиция: «Правда в том, что правды нет», выявление альтернатив и поиск нового решения, приемлемого для заинтересованных сторон

Состояние конфликта: решен

Степень удовлетворенности: выиграл/ выиграл,  обе стороны удовлетворены процессом

Удовлетворенность отношениями: позитивная, обе стороны удовлетворили свои интересы

Перспектива отношений: отношения укрепляются и развиваются, т.к. стороны прояснили свои интересы, услышали друг друга, создали новые выгоды и научились  взаимодействовать конструктивно.

Применение: в решении принципиальных и значимых вопросов, в сложных ситуациях, в решении которых необходимо разнообразие подходов, альтернатив и объективная информация

Вы с успехом можете управлять конфликтами в своей организации, выбирая ту или иную стратегию. Придерживаясь первых четырех стратегий, вы, несомненно, погасите и даже предотвратите некоторые конфликты. Но если вы  хотите принять оптимальное решение, учесть все риски и взвесить возможные альтернативы, то ваш выбор остановится на пятой стратегии управления конфликтами -- стратегии сотрудничества.